Единый день голосования

Докшицкий районный исполнительный комитет

Адрес: 211722, г. Докшицы,
ул. Ленинская, д. 31
Телефон приемной:
8 (02157) 3-25-10  c 8.00 до 17.00
Телефон-факс:
8 (02157) 3-25-11 
Электронная почта райисполкома:
rikdok@vitobl.by (для деловой переписки)

Костёл в г.Докшицы Фонтан на центральной площади Автовокзал г.Докшицы Районный исполнительный комитет
Костёл в г.Докшицы
Костёл в г.Докшицы
Фонтан на центральной площади
Автовокзал г.Докшицы
Районный исполнительный комитет
24 марта 2021

«Выражая мнение, не нарушая закон»

Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» четко определен порядок проведения таких инициатив. К ним относятся собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование. Любое несоблюдение установленных законодательством требований к их проведению влечет ответственность.

Согласно ст.11 названного Закона участники массовых мероприятий обязаны соблюдать общественный порядок и выполнять все законные требования организаторов, сотрудников милиции и представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка.

Организаторам и участникам мероприятия запрещается препятствовать движению транспортных средств и пешеходов, создавать помехи для бесперебойной работы организаций, воздействовать в какой бы то ни было форме на сотрудников милиции в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка.

Серьезные последствия могут наступить за использование флагов, вымпелов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также эмблем, символов, плакатов и транспарантов, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан; за совершение любых действий, нарушающих установленный порядок организации и проведения массового мероприятия, а также подстрекательство к таким действиям любыми методами.

Нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий может повлечь как административную, так и уголовную ответственность.

В частности, санкции ст.24.23 КоАП Республики Беларусь, введенного в действие с 01.03.2021, (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий) предусматривают для граждан штраф до 200 базовых величин, или общественные работы, или административный арест, для юридических лиц, организовавших мероприятие, сопровождающееся выплатой вознаграждения за участие в нем - штраф до 500 базовых величин.

Кроме того, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе (ст.24.3 КоАП), предусмотрен штраф от 2 до 100 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Если нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере, наступает уже уголовная ответственность. Санкция ст.369-3 УК Республики Беларусь (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий) предусматривает арест, ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок.

Уголовная ответственность за организацию массовых беспорядков, участие либо подготовку к ним предусмотрена ст.293 УК Республики Беларусь. Указанные общественно опасные деяния наказываются лишением свободы на срок до 15 лет.

Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них при отсутствии признаков преступления, предусмотренных ст.293 УК Республики Беларусь, влечет ответственность по ст.342 УК Республики Беларусь (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них), санкция которой предусматривает штраф, арест, ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на тот же срок.

Кроме уголовной и административной ответственности законом установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, обязан его возместить.

Отдельно следует остановиться на необходимости соблюдения требований законодательства при использовании Интернет-ресурсов.

Так, размещаемые в интернете угрозы, оскорбления в адрес государственных служащих, членов избирательных комиссий в связи с осуществлением ими должностных и служебных обязанностей, а также в адрес их семей, подпадают под уголовную ответственность.

В частности, согласно ч.1 ст. 366 УК Республики Беларусь угроза насилием, уничтожением или повреждением имущества в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг по охране общественного порядка или пресечению правонарушений, или их близких в целях воспрепятствования законной деятельности или принуждения к изменению характера этой деятельности либо из мести за выполнение служебных обязанностей или общественного долга наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.

Уголовно-наказуемым деянием также является принуждение лица к выполнению или невыполнению какого-либо действия, совершенное под угрозой применения насилия к нему или его близким, уничтожения или повреждения их имущества, распространения клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне, либо под угрозой ущемления прав, свобод и законных интересов этих лиц, при отсутствии признаков более тяжкого преступления. Санкция статьи 185 УК Республики Беларусь предусматривает максимальное наказание до 2 лет ограничения свободы.

За размещенные в «глобальной паутине» клевету и оскорбления статьи 188, 189 УК Республики Беларусь предусматривают наказание вплоть до 3 ограничения свободы.

В последнее время различные интернет-ресурсы настойчиво разъясняю гражданам Республики Беларусь о наличии у них права на свободное волеизъявление своих политических взглядов, а требование властей соблюдения при организации и проведении массовых мероприятий действующих норм законодательства рассматриваются, как подавление воли граждан и нарушение демократических норм.

При этом организаторы и участники массовых мероприятий прикрываются Конституцией Республики Беларусь, гарантирующей каждому гражданину свободу мнений, убеждений и их свободное выражение.

Однако, как часто бывает, к выбору норм законодательного акта интернет-ресурсы, граждане подходят избирательно, отметая содержащиеся в нем иные нормы, создающие для них неудобства, и приводя неполные тексты законодательных норм.

Так, статья 35 Конституции предусматривает, что государством гарантируется свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.

К мероприятиям, проведение которых должно соответствовать законодательству о массовых мероприятиях, согласно ст.2 названного Закона относится и пикетирование.

К пикетированию данной нормой отнесено публичное выражение общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия) не только группой граждан, но и одним гражданином.

В этой связи размещение гражданином незарегистрированной символики в виде бело-красно-белого флага для всеобщего обозрения, в том числе на окнах, балконах, зданиях является публичным выражением общественно-политических и иных интересов либо протеста.

Необходимо отметить, что главным принципом работы правоохранительных органов в Республике Беларусь, как и в целом гражданского общества, является не сама суть наказания за совершенное правонарушение, а способность предотвратить и не допустить совершения подобных действий в дальнейшем.

Особо острым вопросам является участие несовершеннолетних в несанкционированных массовых мероприятиях.

Снижение возраста участников вышеназванных мероприятий вызывает беспокойство всех субъектов профилактики. Подростки, вовлеченные в несанкционированные митинги, подвергаются опасности стать вовлеченными в правонарушения, преступления и массовые беспорядки.

Прокурор Докшицкого района

старший советник юстиции О.А.Нестерёнок


Интернет-ресурсы