Адрес: 211722, г. Докшицы,
ул. Ленинская, д. 31
Телефон приемной:
8 (02157) 3-25-10 c 8.00 до 17.00
Телефон-факс:
8 (02157) 3-25-11
Электронная почта райисполкома:
rikdok@vitobl.by (для деловой переписки)
Насилие в семье - одна из наиболее острых проблем в сфере жизнеобеспечения, требующая пристального внимания со стороны государственных органов, поскольку зачастую преступления и правонарушения, совершаемые в отношении членов семьи, латентны, что исключает возможность реализации принципа неотвратимости уголовной ответственности, порождает чувство безнаказанности за содеянное.
Государство в соответствии со ст.24 Конституции Республики Беларусь защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств, в связи с чем, государственные органы, в том числе органы прокуратуры наделены определенными полномочиями по предупреждению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.
Так, например, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) в ст.4.4 определяет перечень деяний, влекущих административную ответственность только при наличии выраженного требования потерпевшего или его законного представителя привлечь лицо, совершившееадминистративное правонарушение, к административной ответственности.
Нежелание лица, пострадавшего от насилия в семье, привлечь правонарушителя к установленной законом ответственности, может быть обусловлено рядом причин, среди которых - материальная зависимость, опасение реализации различных угроз в отношении себя или близких.
Вместе с тем, в силу ч.1 ст.9.4 Процессуально- исполнительного кодекса Республики Беларусьобадминистративных правонарушениях в случае совершения деяний, предусмотренных статьей 10.1 КоАП (умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания), административный процесс может быть начат прокурором либо по его письменному поручению должностным лицом органа внутренних дел при отсутствии требования потерпевшего либо его законного представителя и не подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего либо его законного представителя с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.
Еще одной мерой индивидуальной профилактики правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений, является защитное предписание, предусматривающееустановление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий в отношении гражданина, пострадавшего от насилия в семье (предпринимать попытки выяснять место пребывания, посещать места нахождения такого гражданина, общаться с ним, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет).
Вместе с тем, установление гражданину, совершившему насилие в семье, обязанности временно покинуть общее с гражданином, пострадавшим от насилия в семье, жилое помещение или запрета распоряжаться общей совместной собственностью возможно лишь при наличии письменного согласия совершеннолетнего гражданина, пострадавшего от семейного насилия.
В случае отсутствия предусмотренного согласия защитное предписание с установлением соответствующей обязанности и запрета согласовывается соответствующим прокурором, если гражданин находится в зависимом положении от гражданина, в отношении которого вынесено защитное предписание, самостоятельно защищать свои права и законные интересы.
Анализ правонарушений в сфере семейного-бытовых отношений свидетельствует о том, что подавляющее большинство противоправных деяний совершается лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.
В этой связи прокуратура обращает внимание граждан на предусмотренную законодательством возможность ограничить в дееспособности лицо, которое вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами ставит свою семью в тяжелое материальное положение.
Заместитель прокурора района
советник юстиции
Митько Н.В.