Адрес: 211722, г. Докшицы,
ул. Ленинская, д. 31
Телефон приемной:
8 (02157) 3-25-10 c 8.00 до 17.00
Телефон-факс:
8 (02157) 3-25-11
Электронная почта райисполкома:
rikdok@vitobl.by (для деловой переписки)
Референдум – это важнейший институт непосредственной демократии. Он представляет собой всенародное голосование в целях выявления общественного мнения для принятия окончательного решения по какому-либо важному вопросу государственной или общественной жизни.
Особенно важное значение имеет проведение республиканского референдума. Это высшая форма проявления народовластия, воли народа.
В суверенной Беларуси прошло три таких референдума: 14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. На всех них принимались важнейшие, судьбоносные решения для нашей страны. Итоги белорусских плебисцитов явились яркой демонстрацией истинного народовластия и уважения к волеизъявлению граждан.
Референдум 14 мая 1995 г.
Первый в истории суверенной Беларуси
референдум состоялся 14 мая 1995 г. Опираясь на
статью 37 Конституции, согласно которой ”непосредственное участие граждан в
управлении делами общества
и государства обеспечивается проведением референдумов“, Глава государства
А.Г.Лукашенко представил на суд народа конкретные, жизненно важные для страны
инициативы. 14 мая 1995 г. в ходе всенародного голосования они получили широкую
поддержку общества.
Так, 83,3 процента проголосовавших согласились с приданием русскому языку равного статуса с белорусским.
Поддержали предложение об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь 75,1 процента.
Более 83 процентов участников референдума одобрили действия Президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией.
Согласились с необходимостью внесения
изменений
в Конституцию Республики Беларусь, предусматривающих возможность досрочного
прекращения полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в
случаях систематического или грубого нарушения Конституции,
77,7 процента проголосовавших.
Референдум 24 ноября 1996 г.
Однако дальнейшие попытки нашего Президента взять общественно-политическую ситуацию под контроль и вывести страну из кризиса натолкнулись на мощное сопротивление парламентской фракции Белорусского народного фронта и примкнувших к ней депутатов. Белорусское общество было поставлено на край гражданского противостояния.
Политическая и экономическая стабильность в стране оказалась под угрозой. Нормы Конституции 1994 года не обеспечивали достаточный баланс ветвей власти.
Дальнейшее развитие Беларуси требовало совершенствования и укрепления президентской формы правления, которая могла бы обеспечить сильную государственную власть, внутриполитическую стабильность, эффективную работу государственных органов, создать условия для полного преодоления кризиса и реформирования социально-экономического уклада страны на благо ее народа. Необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию 1994 года стала очевидной.
В целях разрешения кризиса механизма государственного управления А.Г.Лукашенко обратился к народу, инициировав внесение изменений и дополнений в Основной Закон белорусского государства.
В результате голосования 24 ноября 1996 г. проект Конституции, предложенный Президентом, поддержали 70,5 процента избирателей.
Внесение изменений в Конституцию позволило обеспечить эффективную деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей в интересах белорусского народа.
Кроме того, на референдуме 24 ноября 1996 г. белорусы поддержали перенос Дня Независимости Республики Беларусь на 3 июля – день освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне (83,7 процента); выступили против свободной, без ограничений, покупки и продажи земли (82,9 процента), а также против отмены смертной казни (80,4 процента).
Референдум 17 октября 2004 г.
Следующий референдум, на который был вынесен вопрос изменения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 г. Его итогом явилось исключение из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков.
За новую редакцию указанной нормы Конституции высказались 79,4 процента граждан. При этом характер взаимоотношений трех ветвей власти не изменялся. Не подвергались изменению и закрепленные ранее гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Конституция Республики Беларусь стала не только отражением политических и социально-экономических перемен, но и документом, на десятилетия определившим вектор развития национальной государственности и совершенствования демократических институтов.
Заместитель прокурора Докшицкого района
Н.В.Митько