Адрес: 211722, г. Докшицы,
ул. Ленинская, д. 31
Телефон приемной:
8 (02157) 3-25-10 c 8.00 до 17.00
Телефон-факс:
8 (02157) 3-25-11
Электронная почта райисполкома:
rikdok@vitobl.by (для деловой переписки)
Прокуратурой района во взаимодействии с другими государственными и правоохранительными органами в текущем году осуществлялись надзорные, организационные и правоприменительные меры, направленные на обеспечение законности и правопорядка во всех сферах социальной деятельности общества и государства.
В первом полугодии 2023 г. на территории района зарегистрировано 52 преступления, что на 9 меньше (-14,8%), чем за аналогичный период прошлого года. Уровень преступности на 10000 населения на территории района составил 24,1 преступлений. Данный уровень преступности ниже как среднеобластного показателя (39,9 преступлений), так и республиканского (44,6 преступлений).
Несмотря на стабильную криминогенную ситуацию на территории всего района, имеется ряд проблем, требующих принятия дополнительных мер по профилактике правонарушений и преступлений.
Анализ состояния преступности на территориях сельских Советов показывает, что не всеми ими принимаются надлежащие меры по профилактике преступлений и правонарушений.
Так, в первом полугодии 2023 г. наибольший рост преступности произошел на территории г.п. Бегомль – с 4 до 12 преступлений или +200%, Докшицкого сельского Совета – с 1 до 2 (+100%), а также в г. Докшицы на 28,6% - с 14 до 18 преступлений.
В связи с вышеизложенным председателям Бегомльского, Докшицкого сельских Советов необходимо незамедлительно проанализировать причины сложившейся ситуации, провести заседания сельисполкомов с участием представителей прокуратуры, Докшицкого РОВД, руководителей предприятий, и принять меры по стабилизации криминогенной ситуации на подведомственных территориях. Аналогичные мероприятия необходимо провести по стабилизации криминогенной ситуации на территории г. Докшицы.
Говоря о качественной стороне преступности, следует отметить, что в текущем году наблюдается увеличение количества преступлений, совершаемые лицами, ранее совершавшими преступления, рост их удельного веса, а также высокий удельный вес преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения.
Количество преступлений, совершаемых лицами, имеющими судимость, увеличилось с 9 до 12 преступлений, их удельный вес составил 40%, что выше среднеобластного показателя (33,8%) и является одним из самых высоких на территории Витебской области.
Удельный вес рецидивной преступности по линии уголовного розыска в первом полугодии 2023 г. составил 47,4% (область – 34,7%).
Одной из причин совершения зарегистрированных рецидивных преступлений явилась ненадлежащая профилактическая работа, проводимая сотрудниками УИИ иных территориальных единиц, так как из 12 «рецидивных» преступлений, только 3 совершены лицами, состоящими на учёте в УИИ Докшицкого РОВД.
Вместе с тем, по-прежнему, со стороны УИИ Докшицкого РОВД профилактическая работа ограничена проведением профилактических бесед, проверками нахождения по месту жительства, приглашениями на заседания наблюдательной комиссии.
В процессе исполнения наказаний не обеспечивается проведение необходимой воспитательной работы с осужденными, что предусмотрено п. 28 Инструкции о порядке деятельности территориальных органов внутренних дел по исполнению наказаний и иных мер уголовной ответственности, утверждённой постановлением МВД Республики Беларусь от 15.01.2014 №13 с последующими изменениями и дополнениями (далее – Инструкция).
Так, к личным делам осужденных к условному неприменению наказания, к личному делу осужденного к общественным работам начальником УИИ Куровским С.М. не приобщаются планы индивидуальной работы.
При составлении планов просматривается формальный подход сотрудников УИИ. Так, они составляются без соблюдения указанных требований п.28 Инструкции. Также это подтверждается подшитыми в дела анкетами-характеристиками, а вернее их незаполненными бланками.
Следовательно, они не способны повлиять на поведение лиц, состоящих на учёте в УИИ.
Так в профилактическом деле Б. был подшит план индивидуальной работы, подписанный инспектором УИИ, однако план с начальником УИИ не согласован. Также с данным планом не ознакомлен и сам Б. Бланк автобиографии до момента проверки не заполнен, несмотря на то, что Б. поставлен на профилактический учёт 01.07.2022. К делу приобщена справка о проведении профилактической беседы с подучётным, датированная 01.07.2022 и подписанная инспектором УИИ. При этом в дело помещена справка о том, что с 24.05.2022 Б. находится в ЛТП №7 УДИН МВД по Могилёвской области. Конец срока нахождения в ЛТП – 23.05.2024.
Аналогичным образом поставлен 01.11.2022 на учёт К., который находится в ЛТП №4 с 21.09.2021. Конец срока нахождения в ЛТП – 21.09.2023, а также С., который с 15.03.2022 находился в ЛТП, освободился 15.03.2023, однако в УИИ не приглашался и соответствующие документы не заполнены.
Из личных и профилактических дел не следует, что сотрудниками УИИ или иными сотрудниками РОВД принимаются меры для установления связей данных лиц с целью предотвращения фактов вовлечения в преступную среду иных лиц.
Усилия правоохранительных, других государственных органов и общественных организаций следует направлять на коррекцию субъективной линии жизни осужденного, на процесс планирования им некриминального будущего. Особенно важное значение это имеет для неоднократно судимых, а также лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления.
Анализ судебной статистики свидетельствует, что профилактическая деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы и других подразделений РОВД не в полной мере отвечает задаче предупреждения преступлений со стороны осужденных лиц.
Воспитательная работа по предотвращению осуждёнными данной категории порядка и условий отбывания наказания, общественного порядка и трудовой дисциплины, предупреждению рецидивных преступлений со стороны УИИ Докшицкого РОВД проводится формально. В личных делах отсутствуют сведения о привлечении к данной работе организаций, где работают осуждённые. Планы индивидуальной воспитательной работы хотя и составляются и приобщаются к личным делам, однако они для всех осуждённых являются абсолютно идентичными, какие-либо индивидуальные мероприятия для конкретных лиц не планируются.
Одной из причин совершения зарегистрированных рецидивных преступлений явилась ненадлежащая профилактическая работа, проводимая УИИ, незанятость «спецконтингента» трудом. Аналогичные нарушения выявлялись прокуратурой района ранее, однако, как показывает практика, каких-либо дополнительных действенных мер, направленных на усиление индивидуальной профилактической работы со всеми лицами, состоящими на учёте в УИИ Докшицкого РОВД, изменения способов и методов её проведения, не принимается.
Со стороны УИИ Докшицкого РОВД профилактическая работа ограничена проведением профилактических бесед, проверками нахождения по месту жительства, приглашениями на заседания наблюдательной комиссии.
Рост удельного веса преступлений, совершаемых лицами в состоянии алкогольного опьянения, также свидетельствует о ненадлежащей профилактической работе всех субъектов профилактики, как Докшицкого РОВД, так и местных исполнительных и распорядительных органов.
Хотя количество преступлений, совершаемых лицами в состоянии алкогольного опьянения в первом полугодии 2023 г. уменьшилось – с 14 до 12 преступлений, удельный вес данных преступлений составил 40% при среднеобластном показателе 35,3%.
В сфере борьбы с алкоголизмом Докшицким РОВД при выявлении лиц, совершивших правонарушения и преступления в состоянии алкогольного опьянения, не всегда уточняется информация о месте и времени приобретения алкогольных напитков. Сведений о планировании работы по борьбе с незаконным оборотом спиртосодержащих жидкостей в РОВД не имелось.
Недостаточной необходимо признать и работу участковых инспекторов, проводимую в рамках выполнения Инструкции по организации деятельности участковых инспекторов милиции, утверждённой приказом МВД №300 от 05.11.2021, распоряжения №52 от 29.12.2017, согласно которому в ходе отработки административного участка УИМ ООПП Докшицкого РОВД, а также при реагировании на заявления и сообщения граждан, необходимо проводить беседы, в целях выявления семей, в которых один из супругов злоупотребляет спиртными напитками, тем самым ставит свою семью в тяжелое материальное положение.
Так, по результатам проведенной в первом полугодии 2023 г. не подготовлено ни одного материала об ограничении лиц в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками. Фактически работа в данном направлении сотрудниками РОВД, благодаря попустительству руководства РОВД, игнорируется.
Допускаются нарушения порядка организации работы с лицами, осужденными с применением ст. 107 УК.
Вопреки пп. 111-1.2 п. 111-1 Инструкции не направлены извещения в организацию здравоохранения в течение 3 рабочих дней после постановки на учет осужденных к ограничению свободы трех лиц.
К личным делам двух осужденных к ограничению свободы не за все месяцы приобщены ежемесячные информации о прохождении ими курса лечения, обязательность истребования которых сотрудником УИИ предусмотрена пп. 111-1.3 п. 111-1 Инструкции.
Отсутствие четкого взаимодействия субъектов профилактики с принятием своевременных исчерпывающих профилактических мер при работе с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками и допускающими насилие в семье, снижает эффективность профилактической деятельности и способствует формированию у лиц данной категории стойкого асоциального поведения.
Прокуратурой района проведена проверка причин и условий, способствовавших совершению особо тяжкого преступления Таляронком А.В., проживавшим в аг.Крулевщина.
В ходе расследования уголовного дела установлено, что Таляронок А.В. в ночь с 24.03.2023 на 25.03.2023, будучи в состоянии алкогольного опьянения, находясь в здании котельной РУП ЖКХ «Докшицы-коммунальник», расположенной в аг.Крулевщина, после совместного распития спиртного, в ходе внезапно возникшей ссоры, умышленно, противоправно лишил жизни жену Таляронок Е.Г., после чего покончил жизнь самоубийством.
В семье Таляронок были конфликты, связанные с ревностью Таляронка А.В. Дети поясняли, что оба родителя часто дома употребляли спиртные напитки. Подтверждением чему и явилось то, что 24.03.2023 Таляронок А.В., находясь на рабочем месте, употреблял спиртные напитки совместно с супругой, и совершил преступление.
Результаты изучения причин и условий, способствовавших совершению преступления, показали, что в основе преступления лежит, в том числе бесконтрольное со стороны ответственных должностных лиц РУП ЖКХ «Докшицы-коммунальник», поведение работников, свободно распивающих спиртные напитки прямо на рабочем месте.
Одним из основных показателей качества борьбы с преступностью является раскрываемость преступлений.
Принятые организационные и практические меры в первом полугодии 2023 г. позволили обеспечить эффективность данной деятельности. Так, за указанный период времени по линии уголовного розыска раскрыто 73,3% преступлений (первое полугодие 2022 г. – 72,1%), при среднеобластном показателе – 65,1%.
Вместе с тем, требует принятия дополнительных мер по повышению эффективности защиты прав и законных интересов граждан и субъектов хозяйствования от преступных посягательств на территории г.п. Бегомль (из 8 совершенных преступлений раскрыто 4 – 50%) и Крулевщинского сельского Совета (раскрыто 2 из 3 совершенных преступлений – 66,7%).
Председателям Бегомльского и Крулевщинского сельских Советов и соответствующих исполкомов, необходимо рассмотреть на заседании исполкомов, вопрос раскрываемости преступлений на территории с заслушиванием отчётов о проделанной работе закрепленных за соответствующей территорией участковых инспекторов и сотрудников уголовного розыска и принять меры по повышению эффективности защиты прав и законных интересов граждан и субъектов хозяйствования от преступных посягательств.
В первом полугодии 2023 г. на территории района установлены нарушения законодательства о сохранности собственности, законодательства в сфере здравоохранения, ветеринарного законодательства, законодательства о государственной статистической отчетности, земельного и природоохранного законодательства.
Прокуратурой района ежедневно проводились рейдовые мероприятия в организациях агропромышленного комплекса района, в результате чего установлены нарушения законодательства о распоряжении и сохранности собственности, обеспечения трудовой и исполнительской дисциплины в АПК района в период проведения посевной кампании, факты нарушения ветеринарно-санитарного законодательства, технического регламента при заготовке кормов. По результатам данных мероприятий в Докшицкий райисполком вносились представления.
В марте 2023 г. прокуратурой района проведена повторная проверка УЗ «Докшицкая ЦРБ» по обеспечению законности, защите государственных интересов и прав граждан в сфере здравоохранения.
В ноябре 2022 года прокуратурой района по указанной тематике проводилась проверка, по результатам которой вносилось представление, вместе с тем, результаты повторной проверки, свидетельствуют о недостаточных мерах, принимаемых по данным вопросам.
Неукоснительное выполнение медицинскими работниками требований законодательства при организации своей работы, гарантирует защиту прав и законных интересов граждан, а также обеспечивает безопасность населения республики.
Вместе с тем, в ходе повторного посещения фельдшерско- амбулаторных пунктов (далее - ФАП), расположенных в сельских населённых пунктах, установлены нарушения указанного законодательства.
Так, приказом главного врача УЗ «Докшицкая ЦРБ» от 15.06.2022 №297 «О совершенствовании работы по оказанию скорой медицинской помощи в УЗ «Докшицкая ЦРБ» утверждены примерные перечни и состав наборов лекарственных средств и изделий медицинского назначения для оказания скорой и неотложной помощи взрослому населению, в том числе сумки укладки фельдшера ФАПа и иных медицинских работников, для обслуживания визитов на дому.
Между тем, при посещении Комайского ФАПа установлено, что в сумке помощника врача по амбулаторно-поликлинической помощи для обслуживания на дому имелись не все лекарственные средства и изделия медицинского назначения (Уголь активированный, Лидокаин раствор для инъекций, Парацетамол 0,2, защитный экран или очки, скальпель одноразовый и др.).
Также на данном ФАПе не в полном объеме укомплектованы наборы средств и изделий медицинского назначения (посиндромных укладок) для оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению (далее - укладки), укладка «Тахиаритмия и нарушение проводимости» вообще отсутствовала.
Аналогичным образом не в полном объеме укомплектованы укладки в Тумиловичском ФАПе и Нестеревщинском ФАПе, сумки для обслуживания на дому в Торгуновском ФАПе, Тумиловичском ФАПе и Нестеровщинском ФАПе.
Также, прокуратурой района выборочно проведено обследование учреждений образования района, в которых медицинская помощь оказывается работниками УЗ, на предмет оказания медицинской помощи несовершеннолетним. В результате обследования установлены факты неоснащенности медпунктов медицинскими изделиями и лекарствами, неполного укомплектования укладок для оказания неотложной помощи и др.
Так, в нарушение приложения №3 приказа главного врача УЗ «Докшицкая ЦРБ» не в полном объеме укомплектованы наборы средств и изделий медицинского назначения (посиндромных укладок) для оказания скорой и неотложной медицинской помощи детскому населению в ГУО «Порплищенский детский сад».
Аналогичным образом не в полном объеме укомплектованы данные укладки и изделия медицинского назначения в ГУО «Барсуковский детский сад», ГУО «Ясли-сад №3 г.Докшицы» и ГУО «Ясли-сад №4 г.Докшицы».
Согласно приложения №1 к Инструкции о порядке обеспечения оказания медицинской помощи обучающимся, утвержденной приказом № 781 от 30.06.2021 Министерства здравоохранения Республики Беларусь, медицинские пункты (кабинеты) учреждений образования оснащаются в соответствии с примерным табелем оснащения.
В нарушении данных требований при посещении ГУО «Барсуковский детский сад» установлено, что рабочее место у медицинского работника в данном учреждении образования вообще отсутствовало (отсутствует стол, отдельный шкаф, кушетка и др.).
В ходе изучения медицинских карточек детей установлено, что диспансерное наблюдение детей в возрасте от 0 до 1 года не осуществляется регулярно.
По результатам проверки в адрес главного врача больницы прокуратурой района внесено представление.
Учитывая требования Главы государства о решительной борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями, вопросы предупреждения и пресечения коррупционных проявлений носят актуальный характер и требуют активной работы всех государственных органов. Правоохранительными и иными органами района в первом полугодии 2023 г. реализованы организационно-правовые, практические и иные меры, направленные на обеспечение неукоснительного соблюдения требований антикоррупционного законодательства.
На эффективности борьбы с коррупцией негативно отражаются допускаемые нарушения требований законодательства со стороны сотрудников Докшицкого РОВД при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, производстве дознания, их недостаточная профессиональная подготовка, отсутствие современных методик выявления коррупции, недостаточная помощь молодому сотруднику как со стороны руководства РОВД, так и УВД Витебского облисполкома.
Ранее принятые меры позволили повысить эффективность деятельности ГБЭП Докшицкого РОВД за 6 месяцев 2022 г., хотя коррупционные преступления выявлены не в результате оперативных возможностей Докшицкого РОВД, а по результатам обращения граждан и проверке прокуратуры района, после чего сотрудниками Докшицкого РОВД проводились проверки в порядке ст.174 УПК Республики Беларусь. В текущем году вся эффективность деятельности ГБЭП лишь в цифрах о выявлении незначительных преступлений по линии ГБЭП и вновь без оперативного участия сотрудников Докшицкого РОВД.
Исходя из показателей оперативной деятельности эффективность и результативность деятельности Докшицкого РОВД по выявлению преступлений и правонарушений коррупционной направленности находится на крайне неудовлетворительном уровне, что связано с недостаточной организацией данной деятельности, отсутствием достаточного опыта у сотрудника, ведущего данную линию деятельность.
Недостаточно внимания Докшицким РОВД уделяется вопросам сохранности скота в сельскохозяйственных организациях района. Преступления и правонарушения коррупционной и экономической направленности в текущем году не выявлялись. При этом прокуратурой района в ходе надзорных мероприятий выявлены нарушения в статистической отчетности поголовья свиней в ОАО «Докшицкий райагросервис».
Прокурор Докшицкого района О.А.Нестерёнок