Докшицкий районный исполнительный комитет

Адрес: 211722, г. Докшицы,
ул. Ленинская, д. 31
Телефон приемной:
8 (02157) 3-25-10  c 8.00 до 17.00
Телефон-факс:
8 (02157) 3-25-11 
Электронная почта райисполкома:
rikdok@vitobl.by (для деловой переписки)

Автовокзал г.Докшицы Костёл в г.Докшицы Районный исполнительный комитет Фонтан на центральной площади
Автовокзал г.Докшицы
Автовокзал г.Докшицы
Костёл в г.Докшицы
Районный исполнительный комитет
Фонтан на центральной площади
23 августа 2022

ИНФОРМАЦИЯ о состоянии законности и правопорядка на территории Докшицкого района в первом полугодии 2022 г.

Прокуратурой района во взаимодействии с другими государственными и правоохранительными органами в текущем году осуществлялись надзорные, организационные и правоприменительные меры, направленные на обеспечение законности и правопорядка во всех сферах социальной деятельности общества и государства.

         В первом полугодии 2022 г. на территории района зарегистрировано 61 преступление, что на 2 меньше (-3,2%), чем за аналогичный период 2021 г. Уровень преступности на 10000 населения на территории района составил 28,2 преступлений. Данный уровень преступности ниже как среднеобластного показателя (38 преступлений), так и республиканского (45,9 преступлений) и является одним из наименьших на территории Витебской области.

         Количество совершенных преступлений увеличилось, в основном, за счёт увеличения преступлений по линии уголовного розыска, в частности против краж.

         Так, по линии уголовного розыска количество преступлений увеличилось с 38 до 43 или +13,2%. Увеличилось количество умышленных убийств – с 0 до 1, вымогательств – с 0 до 1, краж – с 30 до 32.

Как отрицательный момент также следует отметить резкий рост (самый высокий в области) тяжких и особо тяжких преступлений – с 1 до 7, в том числе по линии уголовного розыска – с 0 до 4. Так, на территории района совершены следующие тяжкие и особо тяжкие преступления: умышленное убийство (ст.139 УК) – 1; иные действия сексуального характера в отношении малолетних (ч.3 ст.167 УК) – 2; умышленное уничтожение имущества (ч.2 ст.218 УК) – 1; незаконные действия в отношении огнестрельного оружия (ч.2 ст.295 УК) – 1; сопротивление сотрудникам милиции, сопряженное с насилием (ч.2 ст.363 УК) – 1; бездействие должностного лица, повлекшее тяжкие последствия (ч.3 ст.425 УК) – 1.

Анализ состояния преступности на территориях сельских Советов показывает, что не всеми ими принимаются надлежащие меры по профилактике преступлений и правонарушений.

Так, в первом полугодии 2022 г. резкий рост количества совершенных преступлений произошел на территории Волколатского сельского Совета – с 0 до 5 преступлений, Порплищенского – с 0 до 4. Также рост преступности отмечается на территории Ситцевского сельского Совета – с 0 до 2, Парафьяновского – с 2 до 3 (+50%), Бегомльского – с 8 до 10 (+25%) и на территории г. Докшицы – с 12 до 14 (+16,7%). На территориях Крулевщинского (5) сельского Совета количество преступлений осталось на прежнем уровне, в остальных сельских советах наблюдается снижение количества преступлений. По линии уголовного розыска рост преступлений наблюдается также в вышеуказанных сельских Советах: Волколатский – с 0 до 5 преступлений, Порплищенский и Ситцевский – с 0 до 2, Парафьяновский – с 2 до 3, Бегомльский – с 6 до 7, г. Докшицы – с 3 до 8, а также на территории Березинского сельского Совета – с 3 до 4.

Следует также отметить, что на территориях Березковского сельского Совета в первом полугодии 2022 г. значительно сократилось количество преступлений – с 15 до 3 (-80%).

Председателям Волколатского, Порплищенского, Ситцевского, Парафьяновского, Бегомльского и Березинского сельских Советов необходимо незамедлительно проанализировать причины сложившейся ситуации, провести заседания сельисполкомов с участием представителей прокуратуры, Докшицкого РОВД, руководителей предприятий, и принять меры по стабилизации криминогенной ситуации на подведомственных территориях. Аналогичные мероприятия провести на территории г. Докшицы.

Говоря о качественной стороне преступности, следует отметить, что в текущем году наблюдается тенденция к увеличению количества преступлений, совершаемые лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, и в группе лиц. При этом количество и удельный вес преступлений, совершаемых ранее судимыми лицами, снизились.

Так, количество преступлений, совершаемых лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, увеличилось с 8 до 14 преступлений, их удельный вес составил 35,9%, что выше как среднеобластного показателя (34,7%), так и республиканского (31,5%). Аналогичная ситуация по линии уголовного розыска: количество данных преступлений увеличилось с 7 до 12, их удельный вес составил 46,2% (среднеобластной – 49,9%, среднереспубликанский – 47,9%).

Количество преступлений, совершаемых в группе лиц увеличилось с 0 до 3, их удельный вес составляет 7,7%, при среднеобластном показателе – 9,1%.

Количество преступлений, совершаемых ранее судимыми лицами, сократилось – с 15 до 9 преступлений, их удельный вес составил 23,1% (среднеобластной – 33,4%, среднереспубликанский – 35,2%). Аналогично по линии уголовного розыска..

В первом полугодии 2022 г. преступлений, совершенных несовершеннолетними, не зарегистрировано (первое полугодие 2021 г. – 1).

Анализ преступности свидетельствует о том, что, несмотря на ряд положительных моментов по снижению общего количества преступлений, рецидивных преступлений, на территории района имеется ряд негативных явлений, требующих принятия конкретных мер по стабилизации оперативной обстановки. В частности, необходимо незамедлительно принять меры по активизации профилактической деятельности в отношении лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, профилактике совершения краж. Тенденция развития ситуации с имущественными преступлениями и преступлениями, совершаемым лицами в состоянии алкогольного опьянения свидетельствует о прогнозе их дальнейшего роста (за 7 месяцев 2022 г. количество краж увеличилось с 35 до 36, преступлений в состоянии алкогольного опьянения – с 9 до 16).

Прокуратурой района проанализирована эффективность проводимой Докшицким РОВД в 2021 году профилактической работы с лицами, в отношении которых установлен превентивный надзор.

По состоянию на 01.01.2021 на учёте в УИИ Докшицкого РОВД состояло 6 человек, в отношении которых установлен превентивный надзор, по состоянию на 01.01.2022 – 6 человек. В течение года поставлено на учёт 5 человек, снято – 5.

В ходе изучения дел превентивного надзора и проведении индивидуальной профилактической работы с лицами, в отношении которых установлен превентивный надзор, выявлен ряд нарушений и ненадлежащего исполнения требований законодательства.

          Работу, проводимую Докшицким РОВД, по установлению, продлению превентивного надзора можно признать формальной, проводимую в основном для обеспечения отчетных показателей.

Так, установление, продление превентивного надзора и направление в ЛТП проводится по одним и тем же административным правонарушениям, инициируется установление надзора при наличии возбужденного уголовного дела, когда, исходя из личности обвиняемого, ему с большой вероятностью будет назначено наказание в виде лишения свободы. Из 12 поднадзорных, прошедших за 2021 год, только в отношении 4 надзор осуществлялся более 3 месяцев.

Оформляемые документы не соответствуют Инструкции, начиная с обложки дела превентивного надзора.

В ходе анализа изучено 11 дел превентивного надзора. Во всех делах имеются абсолютно идентичные планы индивидуальной профилактической работы с судимым лицом, за которым установлен превентивный надзор, что свидетельствует об отсутствии какой-либо индивидуализации.

          Основную профилактическую работу с поднадзорными проводит УИИ Докшицкого РОВД. При постановке на учёт поднадзорного сотрудники УИИ уведомляют управление по труду, занятости и социальной защите. В случае, если поднадзорный работает, то запрашивается характеристика с места работы. Запрашиваются характеристики с места жительства. В случае допущения нарушений, а также неработающие граждане вызываются на заседания наблюдательной комиссии.

          Согласно материалам дел превентивного надзора иной работы (с родственниками, нанимателями, ДНД) не проводится.

          В материалах дел превентивного надзора ходатайств УИИ, УИМ перед соответствующими государственными органами, иными организациями о трудовом и бытовом устройстве поднадзорных, освобождённых из учреждений УИС, не имеется.

Во все дела превентивного надзора помещены рапорта о посещении по месту жительства и проведении профилактической беседы УИМ, в некоторые ещё и сотрудников криминальной милиции. Ни в одном деле нет сведений о проводимой работе сотрудниками иных подразделений РОВД.

Объективность сведений, внесённых в рапорта, вызывает сомнения.

Так, например, рапорта заполняются на бланке, в котором предусмотрена строка «в беседе с соседями характеризуется ….». В большинстве рапортов, в том числе и при проверке в ночное время, данная графа заполнена. Однако вызывает сомнение факт проведения бесед с соседями в ночное время.

Также установлен факт, когда поднадзорный К. посещён сотрудником УИИ Куровским С.М. 26.02.2021 в 22.18 часов и с ним проведена профилактическая работа. В деле также имеется рапорт УИМ Озембловского С.А., датированный 26.02.2021, о посещении К. и проведении с ним профилактической беседы, на котором указано время 22.22 часа, т.е. через 4 минуты после посещения сотрудником УИИ. Судя из указанных рапортов, разнятся сведения о лицах, совместно проживающих с поднадзорным. В одном рапорте указано, что соседи характеризуют его отрицательно, во втором – посредственно.

Определить количество случаев, когда после привлечения поднадзорного к ответственности за несоблюдение требований превентивного надзора или систематического привлечения к административной ответственности за правонарушения против общественного порядка и нравственности увеличилась интенсивность контроля, не представляется возможным в виду отсутствия какой-либо системности в работе. Все поднадзорные проверяются с разной периодичностью, несмотря на выявляемые нарушения, что не способствует обеспечению законности, принципа равенства всех граждан перед законом, и может способствовать ненадлежащему исполнению сотрудниками РОВД своих должностных обязанностей.

          Причинами и условиями, способствовавшими выявленным нарушениям, явилось ненадлежащее исполнение сотрудниками Докшицкого РОВД своих должностных обязанностей, отсутствие должного ведомственного контроля и требовательности к подчиненным сотрудникам со стороны начальствующего состава Докшицкого РОВД.

Учитывая, что указанные лица, как правило злоупотребляют спиртными напитками, то подобная работа с ними не способствует эффективности профилактических мероприятий по снижению количества преступлений, совершаемых в нетрезвом виде.

По результатам проверки в адрес начальника Докшицкого РОВД прокуратурой района внесено представление.

         Одним из основных показателей качества борьбы с преступностью является раскрываемость преступлений.

         Принятые организационные и практические меры в первом полугодии 2022 г. не в полной мере позволили обеспечить эффективность данной деятельности. Так, за указанный период времени по линии уголовного розыска совершено 43 преступления, из которых по 31 установлены подозреваемые лица, т.е. раскрыто 72,1% преступлений (первое полугодие 2021 г. – 31 из 38 или 81,6%).

         Требует принятия дополнительных мер по повышению эффективности защиты прав и законных интересов граждан и субъектов хозяйствования от преступных посягательств на территории Бегомльского сельского Совета, где раскрыто 42,9% преступлений (раскрыто 3 из 7 преступлений), Ситцевского – 50% (1 из 2), Крулевщинского, Парафьяновского – 66,7% (2 из 3).

Председателем вышеуказанных сельских Советов и соответствующих исполкомов необходимо рассмотреть на заседании исполкомов вопрос раскрываемости преступлений на территории с заслушиванием отчётов о проделанной работе закрепленных за соответствующей территорией участковых инспекторов и сотрудников уголовного розыска и принять меры по повышению эффективности защиты прав и законных интересов граждан и субъектов хозяйствования от преступных посягательств.

В 2022 году на территории района наблюдается увеличения количества погибших в результате пожаров – с 0 до 3, самоубийств – с 2 до 4, утоплений – с 1 до 2 (при этом зарегистрирован 1 факт утопления малолетнего ребенка).

Прокуратурой района проанализирована эффективность работы смотровых комиссий по профилактике правонарушений, проведения проверок противопожарного состояния жилого сектора. В ходе анализа установлено, что на территории района создано 12 смотровых комиссий. За первое полугодие 2022 г. было проведено обследование 2893 (67,9%) домовладений социально уязвимых категорий граждан.

Наименьшую активность проявляют смотровые комиссии Бегомльского сельского исполнительного комитета (34,9%) и г.Докшицы (50,7%).

Докшицким РОВД за распитие спиртных напитков в неустановленных местах и появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения привлечено к административной ответственности – 84человека и 138 человек освобождено от административной ответственности с вынесением предупреждения (первое полугодие 2021 г. – привлечено 122), за незаконную реализацию, изготовление и хранение спиртосодержащей (алкогольной) продукции к административной ответственности привлечено 8человек (первое полугодие 2021 г. – 9). В ходе проверок изъято 52 литра самогона. Изъято и уничтожено 4 самогонных аппарата.

В  ЛТП изолировано 16 хронических алкоголиков (первое полугодие 2021 г. – 16).

С целью профилактики пьянства прокурором района инициируется рассмотрение уголовных дел и материалов о направлении лиц в ЛТП, установлении и продлении превентивного надзора в выездных судебных заседаниях. На протяжении первого полугодия судом в выездных судебных заседаниях рассмотрено 5 уголовных дел и 5 гражданских дел (в первом полугодии 2021 г. проведено 1 выездное судебное заседание по уголовному делу).

Вместе с тем, в данной работе выявлены нарушения в деятельности Докшицкого РОВД. Так, в сфере борьбы с алкоголизмом РОВД при выявлении лиц, совершивших правонарушения и преступления в состоянии алкогольного опьянения, не всегда уточняется информация о месте и времени приобретения алкогольных напитков. Сведений о планировании работы по борьбе с незаконным оборотом спиртосодержащих жидкостей в РОВД не имеется.

Целенаправленная и плановая работа участковых инспекторов в части выявления семей, в которых один из супругов злоупотребляет спиртными напитками, тем самым ставит свою семью в тяжелое материальное положение, вообще не проводится. Так, по результатам проведенной работы в первом полугодии 2022 г. лица в дееспособности в части распоряжения денежными средствами не ограничивались. Данная деятельность, в том числе в результате отсутствия контроля со стороны руководства Докшицкого РОВД, длительное время не осуществляется.

Во исполнение требований Директивы Президента Республики Беларусь №1 от 11.03.2004 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» прокуратурой района уделялось повышенное внимание обеспечению безопасности граждан, как на производстве, так и в повседневной жизни, принимались меры к безусловному возмещению материального ущерба, причиненного в результате нарушений законодательства.

         По результатам прокурорского надзора за исполнением законодательства и законностью правовых актов прокуратурой района в первом полугодии 2022 г. внесено 12 представлений, вынесено 11 предписаний, принесено 7 протестов, вынесено 13 постановлений, официально предупреждено о недопущении нарушений законодательства 15 лиц.

         По требованию прокурора к дисциплинарной ответственности привлечено 29 лиц, к административной – 24 лиц, к материальной ответственности привлечено 18 физических и юридических лиц, которыми возмещен причиненный по их вине государству, предприятиям и учреждениям материальный ущерб, произведены платежи в бюджет на сумму почти 3000 рублей. В общие суды в интересах граждан, государственных предприятий предъявлено 24 иска на общую сумму 9668 рублей, рассмотрено и удовлетворено 16 исков на сумму 9926 рублей.

На территории района установлены нарушения законодательства о сохранности собственности, административного законодательства, земельного и природоохранного законодательства.

В марте 2022 г. прокуратурой района проведена проверка исполнения сельхозорганизациями требований законодательства, направленного на сохранность собственности, в части проводимой работы по ликвидации просроченной дебиторской задолженности.

Вопрос образования просроченной задолженности является актуальным, поскольку дефицит оборотного капитала создает риски несвоевременных расчетов по заработной плате, по платежам в бюджет, по банковским кредитам и займам и может повлечь социальную напряженность в обществе.

В силу подпункта 4.1 пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» руководители организаций под свою персональную ответственность обязаны обеспечить производственно-технологическую и исполнительскую дисциплину.

Вместе с тем, результаты анализа показали, что со стороны сельхозорганизаций и управления по сельскому хозяйству и продовольствию Докшицкого районного исполнительного комитета не оказано существенное влияние на сохранность собственности, в части проводимой работы по ликвидации просроченной дебиторской задолженности.

Реализация функций управления при оценке состояния задолженности подведомственных организаций зачастую ограничивается получением сведений о ее размере, без анализа работы указанных организаций и выработки предложений по повышению эффективности этой работы.

К примеру, по договору заключенному на отпуск воды в январе 2015 года (дата отсутствует) между ОАО «Барсучанка» и ООО СП «Лайкпол»,  по состоянию на 01.02.2022 образовалось просроченная дебиторская задолженность в сумме 3116,67 рублей.

Между тем, ОАО «Барсучанка» не реализовано предусмотренное договором право на приостановление поставок, отпускать воду при наличии просроченной дебиторской задолженности продолжается до настоящего времени.

В ходе выборочного анализа исполнения договоров установлены факты образования просроченной дебиторской задолженности в результате поставок продукции негосударственным контрагентам при наличии просроченной задолженности за ранее поставленную продукцию.

Так, между ГП «АгроСитцы»  и ФХ «ЛайкполАгро» в марте 2014 года заключен договор поставки картофеля. Несмотря на неисполнение негосударственным контрагентом обязательств по данному договору, 07.04.2015 ГП «АгроСитцы» и ФХ «ЛайкполАгро» заключен новый договор на покупку зерна.

Образовавшаяся задолженность на общую сумму 10 743,18 рублей не погашена, однако меры по ее взысканию государственной организацией не приняты.

Установлены факты образования просроченной дебиторской задолженности в результате поставок продукции негосударственным контрагентам без поступления от них предварительной оплаты, предусмотренной договорами.

Всеми сельхозорганизациями не принимаются своевременные и исчерпывающие меры по взысканию просроченной задолженности с негосударственных субъектов хозяйствования.

К примеру, не была взыскана просроченная дебиторская задолженность в сумме 11 564, 25 рублей по договору поставки мазута топливного от 01.02.2017 заключенного между ГП «АгроСитцы» и ООО «Игнателл» (срок действия договора до 31.12.2017).

25.09.20219 ОАО «Барсучанка» (продавец) заключен договор с ООО «Стабилесервис» (покупатель) согласно которому продавец передал покупателю зерно тритикале, а покупатель обязуется произвести оплату молодняком КРС.

Вместе с тем, ООО «Стабилесервис» договорные обязательства не исполнены, что повлекло образования просроченной дебиторской задолженности в размере 1599,79 рублей.

Аналогичные нарушения установлены в ОАО «Докшицкий райагросервис» и ОАО «Торгуны».

Необходимо отметить, что государственная статистическая отчетность не отражает реальное состояние расчетов между субъектами хозяйствования ввиду представления отдельными организациями недостоверных данных о размере задолженности.

Например, согласно статистическим данным о состоянии расчетов организаций Докшицкого района по состоянию на 01.02.2022  ОАО «Замосточанское», ОАО «Бегомльское» и КУП «Докшицкий» имеют нулевую просроченную дебиторскую задолженность.

Управлением по сельскому хозяйству и продовольствию Докшицкого райисполкома, осуществляющим владельческий надзор в ОАО «Торгуны», ОАО «Докшицкий райагросервис», ОАО «Замосточанское», ОАО «Барсучанка», рассмотрение вопросов взыскания просроченной задолженности не инициировалось, стратегии по предупреждению убыточности обществ к реализации не предлагались.

Деятельность представителей государства сведена к формальному участию в заседаниях органов управления организаций.

На заседаниях коллегии управления по сельскому хозяйству и продовольствию рассматриваются лишь статистические сведения о размере кредиторской и дебиторской задолженности, анализ причин ее образования не проводился.

Таким образом, бесхозяйственное отношение к ресурсам предприятия, в данном случае оборотному капиталу, становится негативным фактором для развития и совершенствования технологического состояния субъекта хозяйствования, а несвоевременно возвращенные деньги отрицательно влияют на финансовые вложения в дальнейшее развитие производственной отрасли, стабильность работы предприятия в целом. Вместе с тем, ссылки на финансово-экономическую ситуацию, трудности сбыта производимого товара, не могут оправдывать ненадлежащее исполнение обязательств по сделкам.

Причинами, способствовавшими выявленным нарушениям, являются - ненадлежащая организация работы ответственных должностных лиц предприятий района, а сопутствующими условиями - отсутствие ведомственного контроля за работой ответственных должностных лиц со стороны управления по сельскому хозяйству и продовольствию Докшицкого районного исполнительного комитета.

По результатам проверки прокуратурой района в адрес начальника управления по сельскому хозяйству и продовольствия внесено представление.

Прокуратурой района в марте 2022 г. проведена проверка  соблюдения законности при ведении административного процесса Докшицкой районной инспекцией природных ресурсов и охране окружающей среды (далее – Инспекция) в отношении лиц, совершивших правонарушения в 2021 году и истекшем периоде 2022 года.

В результате изучения дел об административных правонарушениях установлено, что приведенные требования законодательства сотрудниками Инспекции не всегда соблюдаются, иногда в делах отсутствуют объективные доказательства, подтверждающие обоснованность привлечения к административной  ответственности конкретного лица.

Так, согласно ст.6.1 ПИКоАП доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, имеющих значение для законного, обоснованного и справедливого разрешения дела об административном правонарушении.

Обязанность доказывания виновности физического лица, наличия оснований и условий административной ответственности юридического лица, в отношении которых ведется административный процесс, и обстоятельств, имеющих значение для принятия решения по делу об административном правонарушении, лежит на должностном лице органа, ведущего административный процесс.

В соответствии со ст.11.6 ПИКоАП должностное лицо органа, ведущего административный процесс, при рассмотрении дела об административном правонарушении обязаны, в частности, выяснить, виновно ли лицо в совершении административного правонарушения, подлежит ли оно административной ответственности и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно постановлению Инспекции от 30.12.2021 №210034 управляющая МТК «Добрунь» ОАО «Бегомльское» Кибалко Ирина Михайловна, будучи ответственным лицом за соблюдение природоохранного законодательства на МТФ «Добрунь», допустило хранение мусора на данной территории.

В ходе изучения данного дела об административном правонарушении каких-либо подтверждающих документов о том, что Кибалко И.М. является ответственным лицом за соблюдение природоохранного законодательства на МТФ «Добрунь», не установлено.

Аналогичные нарушения установлены в делах об административных правонарушениях в отношении Юхновец Ю.И., Целичина С.И. по ч. 3 ст. 16.44 КоАП, Судник О.П. по ч. 3 ст. 16.44 КоАП (№210032), ст. 16.1 КоАП (№210036) и ч. 3 ст. 24.12 КоАП (№210031).

Инспекцией вынесены три постановления об освобождении от административной ответственности с вынесением предупреждения (№№21005, 220003, 220001) в отношении бывшего директора ОАО «Бегомльское» Дяконского А.Е., однако в материалах дел отсутствуют документы, подтверждающие период работы в данной должности. 

Помимо изложенного допускаются недостатки при изложении сути правонарушения по статьям КоАП, предусматривающим административную ответственность за несколько видов нарушений.

Причинами и условиями, способствовавшими выявленным нарушениям законодательства, являлись ненадлежащая организация работы Инспекции в данном направлении, недостаточное знание норм действующего законодательства, а также отсутствие должного ведомственного контроля за работой специалиста со стороны руководителя Инспекции.     

По выявленным нарушениям в адрес руководителя прокуратурой района внесено представление.

Нарушения требований административного и административно-процессуального законодательства выявлялись также в деятельности Докшицкого РОВД, Докшицкого районного военного комиссариата.

На удовлетворительном уровне находится исполнение предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами требований Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», Директивы Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышения качества обеспечения жизнедеятельности населения».

Учитывая требования Главы государства о решительной борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями, вопросы предупреждения и пресечения коррупционных проявлений носят актуальный характер и требуют активной работы всех государственных органов. Правоохранительными и иными органами района в первом полугодии 2022 г. реализованы организационно-правовые, практические и иные меры, направленные на обеспечение неукоснительного соблюдения требований антикоррупционного законодательства.

Прокуратурой района проанализировано состояние борьбы с коррупционными преступлениями и правонарушениями на территории района в первом полугодии 2022 г.

На территории района в первом полугодии 2022 г. зарегистрировано 61 преступление, из них преступления коррупционной направленности – 2 (первое полугодие 2021 г. – 0 из 63).

В суд уголовные дела коррупционной направленности прокуратурой района не направлялись (первое полугодие 2021 г. – 0), производством уголовные дела данной категории не прекращались (первое полугодие 2021 г. – 0).

Распоряжением и.о. прокурора района от 21.04.2022 создана межведомственная рабочая группа из числа сотрудников прокуратуры Докшицкого района, сотрудников Докшицкого РОСК, Докшицкого РОВД и УБЭП КМ Витебского облисполкома в целях проведения проверки по факту возможного совершения преступления, предусмотренного ч.3 ст.425 УК.

По результатам проведённой группой работы прокурором района 16.05.2022  возбуждено уголовное дело №22023100002 в отношении судебного исполнителя Докшицкого района Козел А.А. по ч.3 ст.425 УК Республики Беларусь.

Судом Докшицкого района в первом полугодии 2022 г. уголовные дела данной категории не рассматривались.

На эффективности борьбы с коррупцией негативно отражаются допускаемые нарушения требований законодательства со стороны сотрудников Докшицкого РОВД при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, производстве дознания, их недостаточная профессиональная подготовка, отсутствие современных методик выявления коррупции.

В первом полугодии 2022 г. проведено 2 проверки деятельности ГБЭП Докшицкого РОВД. По результатам проверки соблюдения Докшицким РОВД законодательства об оперативно-розыскной деятельности в адрес начальника Докшицкого РОВД внесено представление, в котором отдельным блоком отражена информация по линии ГБЭП Докшицкого РОВД.

Прокуратурой района постоянно проводится анализ хозяйственных отраслей и социальных сфер на предмет коррупционности с целью определения объектов проверок и своевременного принятия мер реагирования по предупреждению коррупции.

В деятельности некоторых предприятий, организаций, их руководителей в текущем году прокуратурой района выявлялись нарушения требований антикоррупционного законодательства.

В первом полугодии 2022 г. прокуратурой района проведено 3 проверки исполнения антикоррупционного законодательства:

- о соблюдении антикоррупционного законодательства в управлении по сельскому хозяйству и продовольствию Докшицкого районного исполнительного комитета;

- о соблюдении антикоррупционного законодательства, в том числе в сфере закупок в ГП «Докшицкая ПМК-52»;

- о соблюдении антикоррупционного законодательства, в том числе в сфере закупок в УЗ «Докшицкая ЦРБ».

Проводились мониторинги исполнения законодательства о государственных закупках товаров (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях, на предприятиях и организациях района.

По результатам общенадзорных проверок внесено 2 представления. Представления внесены: в ГП «Докшицкая ПМК-52» и районный исполнительный комитет по результатам проверки в управлении по сельскому хозяйству и продовольствию, подконтрольных организациях.

Вынесено 2 предписания. Официальные предупреждения о недопустимости нарушений законодательства о борьбе с коррупцией должностным лицам не выносились.

По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 4 должностных лица, в том числе в сфере закупок – 1.

К административной ответственности прокурором за нарушения указанного законодательства привлечено 1 лицо.

Должностные лица по требованию прокурора ущерб, причинённый их действиями не возмещали. По результатам надзора за исполнением антикоррупционного законодательства иски в суд не направлялись.  

Кроме того, по результатам проверки антикоррупционного законодательства прокуратурой района возбуждено 1 уголовное дело.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о борьбе с коррупцией в Коммунальном строительном унитарном предприятии «Докшицкая передвижная механизированная колонна - 52» (далее - «Докшицкая ПМК-52», предприятие).

Проверкой установлено, что, несмотря на принимаемые «Докшицкой ПМК-52» меры проводимая работа не в полной мере отвечает требованиям законодательства о борьбе с коррупцией.

Ненадлежащим образом организована работа по ознакомлению государственных должностных лиц предприятия с антикоррупционными ограничениями.

Так, в ходе проверки установлено, что письменное обязательство по соблюдению ограничений, данное производителем работ «Докшицкая ПМК-52» Шарохом В.А. в 2009 году, не содержит полного объема ограничений, установленных Законом, в связи с чем, предъявляемым требованиям законодательства не соответствует. А именно не предусмотрены следующие ограничения: не принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей; не осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров; не использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа, организации и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученные при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей.

Письменное обязательство у производителя работ Юхновца В.В., наделенного в соответствии с должностной инструкцией организационно-распорядительными и административно-хозяйственными обязанностями, не истребовано.

Неознакомление государственных должностных лиц с полным перечнем антикоррупционных ограничений может повлечь использование ими своего служебного положения, связанных с ним возможностей в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, создает предпосылки для совершения коррупционных преступлений.

Как результат отсутствия надлежащей работы являются нарушения требований антикоррупционного законодательства, допускаемые должностными лицами «Докшицкой ПМК-52».

Выявлены нарушения при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств предприятия.

Частью 2 ст. 15 Закона «О борьбе с коррупцией» государственные органы и иные государственные организации в порядке, установленном актами законодательства, обязаны проводить конкурсы, аукционы или иные процедуры, предусмотренные актами законодательства, при принятии решений, в том числе о проведении закупок.

Приказом директора «Докшицкая ПМК-52» № 146 от 10.07.2019 утверждено Положение о порядке закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств предприятия (далее - Положение).

Прокуратурой района установлено, что отдельные нормы Положения не соответствуют законодательству и подлежат дополнению или изменению.

Причинами и условиями выявленных нарушений в «Докшицкой ПМК-52» явились недостаточное знание требований законодательства, в том числе антикоррупционного, должностными лицами и ненадлежащее отношение к исполнению своих обязанностей.

По результатам проверки в адрес руководителя прокуратурой района внесено представление.

 

Информируя о состоянии законности и правопорядка, считал бы необходимым предложить:

1. Данную информацию довести до сведения сельских Советов и сельских исполнительных комитетов для принятия организационно-правовых мер по решению наиболее острых проблем, оказывающих негативное влияние на состояние законности и правопорядка на подведомственных территориях.

2. Потребовать от председателей Волколатского, Порплищенского, Ситцевского, Парафьяновского, Бегомльского и Березинского сельских Советов и соответствующих исполкомов рассмотреть с участием руководства Докшицкого РОВД и ответственного прокурорского работника на заседаниях исполкомов вопрос законности и правопорядка на подведомственных территориях и незамедлительно принять меры по стабилизации криминогенной обстановки. Одновременно заслушать отчеты участковых инспекторов о принимаемых ими мерах по улучшению оперативной обстановки.

Председателям Бегомльского, Ситцевского, Крулевщинского и Парафьяновского сельских Советов и соответствующих исполкомов рассмотреть на заседании исполкомов с приглашением вышеуказанных лиц вопрос раскрываемости преступлений на территории с заслушиванием отчётов о проделанной работе закрепленных за соответствующей территорией участковых инспекторов и сотрудников уголовного розыска и принять меры по повышению эффективности защиты прав и законных интересов граждан и субъектов хозяйствования от преступных посягательств.

3. С учетом складывающейся обстановки ежеквартально анализироватьсодержание мероприятий районного комплексного плана по профилактике правонарушений на 2022 год на предмет ее актуальности и конкретности. Анализировать результаты деятельности субъектов профилактики, принятые ими меры, направленные на улучшение обстановки.

4. Потребовать от специалистов управления по сельскому хозяйству и продовольствию на постоянной основе подробно изучать обстоятельства образования всей дебиторской задолженности, особенно просроченной, с установлением причин и условий её образования, достаточности принимаемых руководителями и иными должностными лицами хозяйств мер для её взыскания, давать оценку возможным неблагоприятным экономическим последствиям, в случае необходимости направлять материалы проверок в Докшицкий РОВД. 

5. Потребовать от начальника Докшицкого РОВД:

- рассмотреть работу по направлению граждан, страдающих хроническим алкоголизмом, в ЛТП и ограничению в дееспособности лиц, вследствие злоупотребления ими спиртными напитками, и заслушать всех участковых инспекторов милиции с отчетами о проделанной в данном направлении деятельности;

- совместно со всеми субъектами профилактики принять дополнительные меры по предупреждению и профилактике тяжких и особо тяжких преступлений, обратив особое внимание на преступления указанной категории, совершаемых на семейно-бытовой почве;

- ужесточить принимаемые меры к лицам, имеющим судимость и злоупотребляющим алкогольными напитками, подготавливать материалы о направлении таких лиц в ЛТП в первоочередном порядке.

Обеспечить надлежащий контроль за поведением осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, во взаимодействии с иными субъектами профилактики проводить с ними эффективную воспитательную работу. Принимать меры по предупреждению нарушений порядка и условий отбывания наказания, используя весь комплекс мер индивидуального профилактического  воздействия. При противоправном поведении осужденного, нежелании вести законопослушный образ жизни оперативно решать вопрос о замене наказания более тяжким наказанием.

В населенных пунктах сельской местности, наиболее подверженных совершению краж, в ночное время организовать работу мобильных групп в составе участковых инспекторов милиции, сотрудников ОГАИ РОВД, членов добровольных дружин;

- принять дополнительные меры по повышению эффективности оперативной деятельности по выявлению преступлений коррупционной направленности и преступлений против порядка осуществления экономической деятельности с привлечением всех оперативных подразделений Докшицкого РОВД. Ежемесячно контролировать результаты проделанной работы с заслушиванием отчетов руководителей подразделений Докшицкого РОВД.

Сконцентрировать усилия по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных преступлений в отраслях сельского хозяйства, строительства, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, хищений и нецелевого использования бюджетных средств, а также сфере арендных, земельных отношений, государственных закупок, при исполнении государственных программ и инвестиционных проектов.

7. Указать нанимателям (руководителям) предприятий, организаций на недопустимость нарушений требований законодательства о сохранности собственности. Принципиально реагировать на каждый выявленный факт нарушения исполнительской и трудовой дисциплины, во всех случаях появления работника в состоянии алкогольного опьянения на работе решать вопросы безусловного привлечения к дисциплинарной ответственности. Неукоснительно соблюдать установленный порядок привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности.

Потребовать от руководителей сельхозорганизаций района разработать и принять действенные и эффективные меры по ликвидации и недопущению в дальнейшем просроченной дебиторской задолженности.

 

О результатах рассмотрения информации письменно сообщите прокурору района.

 

Прокурор Докшицкого района

старший советник юстиции                                             О.А. Нестерёнок

Интернет-ресурсы